Проповедь о. настоятеля, 17.03.2011

Мар 16th, 2011 | By | Category: Община и духовная помощь , Социальная работа, Экуменизм
Время Великого поста 1 неделя А (Мф.7,7-12) в 10-ю годовщину кончины монс. Хартмута Каниа Проповедь о. настоятеля, 17.03.2011 1. Сегодня 10-я годовщина со дня кончины монсеньёра Хартмута Каниа. Он встретил меня с распростертыми объятьями в сентябре 1999 года, с готовностью взял я на себя окормление африканской общины в приходе Святого Сердца Иисуса. Кроме настоятельских трудов о. Хартмут руководил созданным им же отделением общества «Каритас» и петербургским представительством Мальтийской службы помощи. Это был немыслимый объем работы и груз ответственности, сразу легший на плечи этого священника. Разумеется, он почувствовал тяжесть этой ноши и предпринял необходимые меры. Незабываемым для меня остается наше совместное паломничество в Аглону, во время которого мы оба набирались сил. Но от инсульта, послужившего причиной столь скоропостижной смерти, защититься он, разумеется, не мог. Каждый год в день его кончины мы собирались, вспоминали покойного и молились за него. В чем состояли сильные стороны его личности, отчего мы по сей день сохраняем его образ в благодарной памяти? Совершенно определенно: вся жизнь этого священника Католической «еркви была преисполнена веры. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). 2. Прочитанный сегодня отрывок из Евангелия содержит так называемое «золотое правило» (Мф.7,12), наложившее отпечаток на всю жизнь о. Хартмута: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Конкретно это означает, что нам следует относиться к другим людям так, как бы мы хотели, чтобы они относились к нам самим. Вот – в предельно сжатой форме – содержание всего Священного Писания. Мы можем это золотое правило назвать девизом всей жизни о. Хартмута. В жизни есть множество сфер, где применимо это золотое правило. Давайте начнем с 10-й годовщины кончины о. Хартмута. Сегодня мы вспоминаем прежде всего его благотворительную деятельность и нам хотелось бы, чтобы кто-то продолжил его труд. Тогда страждущие и нуждающиеся люди и впредь будут на себе ощущать его доброту. С благодарностью мы помним этот день и желаем себе, чтобы наши ближние относились к нам с уважением и любовью. Мы относимся к нашему усопшему другу и священнику именно так, как хотели бы, чтобы он отнёсся к нам. Все мы, знавшие покойного, помним его отзывчивость и ожидаем, что христианские принципы утвердятся в нашем обществе и мы в общении с людьми испытаем к себе такое же уважение, какое оказываем им. В «золотом правиле» заключены две заповеди, «закон и пророки». Оно есть ни что иное, как другая формулировка заповеди любви. При этом «золотое правило» не является аспектом исключительно межличностных отношений, оно всегда включено в наши отношения с Богом. Наше отношение к Нему неотделимо от отношения к людям. Кто, например, не умеет прощать, тот сохнет и блеск жизни меркнет для него. В конечном счете, в убытке остаешься ты, а не тот, кто провинился перед тобой. В Библии, записанном Слове Иисуса, сегодня мы вновь находим это увещевание: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. 3. Дорогие братья и сестры, чем дольше мы размышляем над этим местом в Писании, тем более провокационным оно оказывается для нас. Как в соответствии с ним следует относиться к иностранцам, мусульманам, людям, вызывающим у нас недобрые чувства? Если бы я как христианин занимался политикой, как мне следовало бы применить «золотое правило»? Или оно в политике не действительно? Или в политике невозможно этичное поведение? Ведь все мы верим в то, что это место из Писания – Слово Божие – и хотим следовать ему. Золотое правило не учит нас «око за око, зуб за зуб». Нет, напротив – обходись с другими так, как хочешь, чтобы обходились с тобой. Для нас слова Иисуса кажутся неисполнимыми, когда Он говорит: творите добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, преодолевайте зло добором. Итак, это правило, которое мы находим в Евангелии – не человеческое, но божественное, полностью воплощенное в Самом Иисусе. Он не требует от нас, но, напротив, Сам исполняет его. Иисус выбрал не золото, т.е. богатство, благосостояние, престиж или признание со стороны окружающих, но «золотое правило». И Он принял нечто гораздо большее, чем возможно приобрести за плату. Точно так же, как Он вверил Себя Отцу, повиновался Слову Его, так и нам надлежит учиться доверять и повиноваться. И каждый день задаваться вопросом – что означает «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это выраженное в одной фразе все содержание Священного Писания.

Leave Comment