Итальянский Цезарь, ставший в России «царем», а в Европе «королем» флейты

Июн 25th, 2011 | By | Category: Без рубрики
Цезарь (Карл Иосфович) Чиарди (Чьярди), итальянский флейтист-виртуоз, композитор  

Чезаре Чиарди (1818-1877)

        В родной Италии его называли Чезаре (Cesare Ciardi), и родился он в июне 1818 или 1817 г. в тосканском городке Прато (по-видимому, сообщения о Флоренции как родине будущего виртуоза-флейтиста попросту некорректны). Его младший брат, Аттило Чиарди, также прославился как музыкант и композитор. Музыкальное образование будущий «царь флейтистов» получил на родине, у городских музыкантов Джузеппе Нути, композитора и пианиста, и флейтиста Луиджи Карлези. Талант музыканта был признан очень рано: в девятилетнем возрасте (1827 г.) маленький Чезаре уже выступал в королевском дворце в Генуе (Palazzo Reale, в отечественных источниках иногда его называют «княжеским дворцом»). А представлял его публике сам Николо Паганини! Получив образование в Миланской консерватории, Чиарди прекрасно овладел наиболее рациональными видами дыхания. Через несколько лет он уже концертировал заграницей. Гастроли были часты и продолжительны. Чиарди скоро снискал славу одного из лучших флейтистов Европы («Primo flautista d’Europa»). Современники (в частности, Гуго Риман) отмечали мягкий, чистый и красивый звук, безупречный вкус и безукоризненную технику игры итальянца. В.-С.Бредвуд вспоминал о гастролях музыканта в Великобритании (в частности, маэстро был в Лондоне, давал концерты в Лондонской филармонии и Опера-Хаус): «Чиарди играл на стареньком деревянном инструменте венской фирмы Коха, с надтреснутой головкой, но с таким чистым, красивым звуком, с такой элегантностью и вкусом, что Рудалл воскликнул: «Ему бы играть в сопровождении хора ангелов!» («he is fit to play before a chorus of angels!») А в 1853 г. (на этом настаивает большинство авторов, однако словарь А.Половцова дает иную дату – 1847 г.) он приехал в Россию. Наверное, поначалу никто – да и он сам – не предполагал, что Чиарди, итальянский патриот, останется в столице империи, Петербурге, до конца своих дней и будет похоронен на католическом кладбище в городе православного самодержца. Поначалу – прибывшего в Петербург по приглашению дирекции императорских театров – иностранного виртуоза приняли на работу в оркестр Итальянской оперы, первым флейтистом (кроме игры в оркестре театра, контракт предписывал ему давать ежегодно сольный концерт в Большом или Малом зале театра). Он также многие годы прослужил солистом Императорского Мариинского театра. Кроме того, Чиарди давал частные уроки в семьях столичной аристократии, преподавал в Театральном училище (с 1855 г.) и служил капельмейстером Павловского военного училища при Главном штабе. Через некоторое время итальянец добился высшего призвания в России – стал «Солистом Его Императорского Величества», что дало артисту полную свободу творчества. А когда – в 1862 г. – в Петербурге открылась консерватория, маэстро пригласили туда, вести класс флейты (разумеется!). Собственно говоря, этот класс и был создан Ц.Чиарди. В том же году музыкант издал учебное пособие «Школа игры на флейте», в который – кроме набора обычных упражнений – включил также довольно обширный материал из русской и зарубежной музыки. Надо сказать, это были зачастую не новые, а просто таки новейшие образцы. Профессор Чиарди считается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России. Среди его учеников: М. Селиверстов, Н Фридберг, Н.Буяновский. П.И.Чайковский также брал у него уроки игры на флейте и иногда как пианист аккомпанировал Чиарди на концертах. С профессором Чайковского связывала дружба и – кажется – именно благодаря Чиарди Петр Ильич сделал окончательный выбор и полностью посвятил себя музыке. У нас известна в первую очередь пьеса Чиарди «Русский карнавал». Но список произведений маэстро этим не исчерпывается. Мы сочли сообразным привести здесь список наиболее известных его сочинений:
  • «Русский карнавал» — вариации для флейты и фортепиано;
  • 6 соло, на темы Верди;
  • Дуэт для 2х флейт и фортепиано на темы оперы «Maria Padilla»Доницетти;
  • Концертный дуэт для 2х флейт и фортепиано,  по мотивам оперы»Лючия ди Лямирмур» Доницетти, op.121;
  • «Il Pifferaro», op.122 для флейты и фортепиано или арфы;
  • 3 фантазии, по мотивам «Африканки» Мейербера, для флейты и фортепиано;
  • «Венецианский карнавал» — скерцо для флейты и струнного оркестра, op. 22;
  • «L’eco dell’Arno», op.34, для флейты и фортепиано;
  • «Pensieri fantastici», op. 43 для флейты соло;
  • Фантазия «La capricciosa», op.144 для флейты и фортепиано;
  • 3 соло для флейты и фортепиано;
  • «La folle», op.64 для флейты (или пикколо) и фортепиано;
  • Полька-мазурка для флейты (или пикколо) и фортепиано;
  • 5 романсов для голоса и фортепиано;
  • «Chagrin et joie». Салонная пьеса для флейты и фортепиано (1873)
И вот еще интересный момент: несмотря на то, что Чиарди полностью врос в жизнь русского общества, и осел в России навсегда, — его связь с итальянской родиной не прерывалась. Он – как всякий патриот Италии – сочувствовал делу объединения страны, и даже – вероятно, в порыве бурных, типичных для южанина, чувств – написал в 1861 г. гимн на открытие первой сессии парламента объединенного Королевства Италия. У нас – приходилось встречать указание на это в сразу в нескольких источниках – пишут, что маэстро сочинил «Гимн Италии», или прямо объявляют его автором «Королевского марша» (“Marccia Reale”). Да, нам тоже очень хотелось бы, чтобы это было так – какой бы был подарок в смысле приходского PR! Однако, Ц.Чиарди – автор совсем другого итальянского гимна. Это «Inno popolare per l’inaugurazione del Parlamento» («национальный гимн на открытие Парламента»). Умер Чиарди в Стрельне 13 июня 1877 года, и был похоронен на Выборгском католическом кладбище столицы. К сожалению, могила маэстро не сохранилась (она находилась к югу от кладбищенской церкви, за нынешней Минеральной улицей , где – увы! – несколько лет назад построили ангары для коммерческих предприятий). Нам кажется, что – если приходу удастся оформить право на часть земли исторического кладбища (о чем идет речь уже более 4 лет) – память выдающегося российского итальянца можно будет увековечить там, где после 1910 г. находился «Итальянский и французский участок» бывшего кладбища (участок между левой часовней при входе на кладбище и современной Минеральной улицей – сейчас безымянный тупик, а когда-то это была Старо-Муринская дорога). Вечный покой подай ему, Господи, и свет вечный да светит ему! Да покоится в мире! Аминь!

Leave Comment