Интересная находка: установлено, что именно могила проф. А.К.Красовского — одна из последних сохранившихся на нашем кладбище!

Мар 8th, 2012 | By | Category: Новости сайта
Друзья! Коллега Н.Лаврентьев («Митрофаньевский союз») вчера прислал ссылку на рисунок часовни на могиле проф. А.К. Красовского (авторства архитектора Д.Д.Соколова). Часовни на Выборгском католическом кладбище С.-Петербурга. И оказалось, что на рисунке этом — нечто весьма похожее на одно из двух последних сохранившихся исторических надгробий кладбища (ходят неясные слухи о третьем, но его никто из говорящих самолично не видел; впрочем, покойный проф.Раймунд Пиотровский в своих воспоминаниях в книге «Поляки в Петербурге: страницы истории», СПб, 2001, с. 6 писал: «…рядом с руинами храма я нашел лишь четыре надгробия»).

Изображение помещено в: «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища): 1842-1892 / Сост., по материалам, собр. Ин-том гражд. инж. и по данным из арх. М-ва вн. д. и др. источников, гражд. инж. Г.В. Барановский. — Санкт-Петербург: Ин-т гражд. инж.: 1892-1893 (Типо-лит. К.Л. Пентковского)», с. 321. Совершенно несомненно, что сохранилась именно часовня проф.Красовского: предлагаем посмотреть фотографии, сделанные и помещенные в ЖЖ нашей коллеги alert-dog. Надеемся, с ее стороны не будет возражений относительно подобного использования фотографии.

а это снимал уже настоятель:

Можно считать установленным — это действительно могила проф.Красовского (немного смущала запись в «Петербургском некрополе»: «Надпись по-польски и по-русски. Бюст»; возможно, при составлении книги еще не был установлен намогильный памятник, наличие которого отмечается в других литературных источниках). Ну что же, благодарим Николая, и ждем от наших друзей новых интересных и важных подсказок! Благослови всех Господь! Немного о самом профессоре: Аполлинарий-Филерион Красовский, профессор архитектуры, родился 27 января 1817 (в некоторых источниках: 1818 г.). Происходил с Волыни, затем вместе с отцом К. Н. Красовским – назначенным директором одной из виленских гимназий (отец, согласно некоторым сведениям, также занял должность преподавателя физики Виленского университета) – перебрался в Вильно, где и учился. Поступил в петербургский Институт инженеров путей сообщения, по окончании которого – с 1836 г. – служил там же. Его имя – как одного из лучших выпускников – было выбито на особой мраморной доске. В возрасте 29 лет (около 1845-1846 гг.) Красовский в был избран профессором архитектуры в Институте путей сообщения и одновременно приступил к преподаванию архитектуры в Горном институте. В 1850-1860 гг. занимал должность инспектора Строительного училища (с 1851 г. — «Средне-высшая школа гражданской архитектуры»; совр. СПбГАСУ), где именно по его инициативе был введен в число учебных предметов курс по промышленному строительству. Затем он – до 1875 г. – директор столичного Строительного училища. В 1848-1860 гг., В 1849-1862 гг. преподавал в Санкт-Петербургском университете, а также читал курс гражданской архитектуры в Горном институте. В 1863 г. возведен в чин полковника. Проф. Красовский был – как многие в ту эпоху – человеком примечательно широких интересов: в начале 1850-х годов преподавал в различных высших учебных заведениях столицы и практическую механику и аналитическую геометрию, и гражданскую архитектуру и теорию изящных искусств, а также писал статьи по многим вопросам строительной и транспортной техники. В 1850 г. опубликовал статью «Общий взгляд на гражданскую архитектуру» («Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий», т. 12). Эта статья через год вошла в его труд – ставший классическим – в качестве введения. Речь идет о  книге А. К. Красовского «Гражданская архитектура. Части зданий». Она стала учебником строительного дела и почти сразу привлекла внимание специалистов и широких академических и студенческих кругов как чрезвычайно добротным уровнем и научной основательностью, так и – одновременно – стройностью и строгостью методологической подачи материала, виртуозным изложением предмета.

Большой честью для автора стало его избрание почетным вольным общником Академии художеств, а вскоре – и награждение орденом Святой Анны 2-й степени. Помощник редактора «Журнала Министерства путей сообщения». В 1900 г. построил в Москве здание Павелецкого вокзала.

Москва. Павелецкий вокзал, открытка нач. ХХ в.

Проф. Красовский стал одним из главных основателей рационализма – как архитектурного направления, и предвосхитил некоторые идеи конструктивистов. Будучи крупнейшим теоретиком архитектуры своей эпохи, стал первым российским специалистом, систематизировавшим основные идеи рационализма. В труде «Гражданская архитектура. Части зданий», изданном в 1851 г. и являвшемся первым и единственным печатным руководством по этому предмету. Настаивал на том, что возводимые в России постройки должны быть не только «сообразны нашему климату, нашим материалам и нашим вещественным и нравственным потребностям», а «формы частей зданий и формы целых зданий должны были образовать, без ведома нашего, рациональный, современный и национальный стиль, которого не возможно искать a priori», но и синтезировал постулаты рационалистов-эстетиков и рационалистов-техников, принимая в качестве естественного развития архитектурной работы органичное претворение фундаментальных идей и замыслов не только в реальность прочной и сообразной условиям постройки («основываться на наших потребностях, свойствах материалов и благоразумной экономии. Потребности наши составляют цель, для которой здание строится; свойства материалов обусловливают способы достижения этой цели; наконец, соблюдение правил экономии дает возможность удовлетворить наибольшему числу наших потребностей»), но и такой постройки, которая имела бы целостный, законченный и изящный вид, а не просто соответствие функциональному назначению здания («Лозунг наш — преобразование полезного в изящное»; «между конструкциею, создающей формы, и художественною обделкой их необходимо взаимодействие, без которого нельзя представить себе ни истинной красоты произведений архитектуры, ни верных ее начал»; «подчиненность гражданских зданий эстетическим условиям вводит архитектуру в разряд художеств, или изящных творческих искусств»).

При этом, проф.Красовский – всемерно поддерживая необходимость создания изящного архитектурного стиля – выступал против лишних элементов, осуждал стремление повсеместно возводить «колоннады, не приносящие столь часто никакой пользы, аттики, фронтоны и прочие части, употребленные без цели», и предостерегал молодых архитекторов мудрыми словами о том, что «своевольная и не обузданная истиною фантазия вместо форм рациональных и обусловленных конструкциею создает формы бесполезные и ложные». Функциональное («конструктивное») решение для него – основа в том числе и декоративного завершения постройки. Аполлинарий Каэтанович Красовский. Некролог // Зодчий, № 9, сентябрь 1875 г., с. 102-103

«9 июня, скончался в Париже тайный советник Аполлинарий Каэтанович Красовский. Деятельность покойного была так многостороння, что мы не имеем возможности в кратком очерке исчерпать ее всю; она обнимает собой поприще педагогическое и литературное, строительное и административное. Между инженерами и архитекторами покойный приобрел громкую известность своим сочинением, которым положил прочное основание преподаванию гражданской архитектуры, как науки, в наших технических высших учебных заведениях. Его курс гражданской архитектуры с 1851 года служит в России единственным печатным по этому предмету руководством. В продолжение 37 лет, Аполлинарий Каэтанович посвятил лучшие годы свои пользам учащегося юношества в качестве преподавателя. Особенно плодотворна была деятельность его для Строительного училища, в котором он преподавал гражданскую архитектуру, начертательную и аналитическую геометрию, занимая в то же время в нем должность инспектора классов и помощника директора. Преподаватели и ученики Строительного училища не забудут никогда того нравственного влияния, которое покойный имел на ход дел внутренней жизни училища. Правильная постановка образования будущих молодых строителей в училище создана по инициативе Аполлинария Каэтановича и приведена в исполнение под его непосредственным наблюдением и надзором. Возведение училища на степень перворазрядного заведения, учреждение звания инженер-архитектора принадлежало также его почину. Педагогическая его деятельность не ограничивалась одним Строительным училищем; он был, кроме того, преподавателем гражданской архитектуры в Институте инженеров путей сообщения и с.-пб. Университете и строительного искусства в Горном институте. Что касается служебной его деятельности, то она была чрезвычайно обширна. При учреждении строительной конторы министерства Императорского двора, где он состоял членом до 1873 г., Аполлинарий Каэтанович составил все проекты правил касательно производства работ по министерству Императорского двора; им же введена единичная оценка строительных работ, составлены нормальные кондиции для отдачи работ с торгов, упрощена техническая отчетность и составлены правила производства вознаграждения строителей за работы. Сверх того, он был членом комитета по сооружению компаниями железных дорог, начальником IV округа путей сообщения и проч.; некоторое время Аполлинарий Каэтанович участвовал в издании журнала министерства путей сообщения в качестве помощника редактора, за свои сочинения по архитектуре он был признан почетным вольным общником Императорской Академии художеств. На долю его выпало много труда, к которому он относился с редкой добросовестностью; его честность, недюжинныя способности, светлый ум и обширная образованность оставили заметный след в нашей русской жизни и добрую память во всех тех, кто приходил с ним в соприкосновение как знакомый, товарищ по службе, подчиненный или начальник. Многие из молодых деятелей обязаны ему своим умственным развитием и карьерой. Как человек, Аполлинарий Каэтанович обладал теми чертами благородного сочувствия и участия к ближнему, которые нельзя достаточно оценить в тяжелую минуту испытаний; в нем всякий находил поддержку словом и делом, кто только обращался к нему за помощью. Утомленный почти сорокалетней обширной деятельностью, он два года тому назад удалился от дел и поселился с семейством во Франции. Здесь-то, среди близких людей, смерть неожиданно застигла этого могучего труженика; он умер, но память его деятельности будет долго жить среди тех, кому дорого отечественное просвещение. Тело покойного было привезено в С.-Петербург и, после отпевания в католической церкви св. Екатерины, погребено на Выборгском кладбище». Источники: Архитектурный вестник, 1860, №4, с. 365, 366; Вел. кн. Николай Михайлович [Саитов В.И.]. Петербургский некрополь. Т. 2 (Д-Л). СПб., 1912, с. 513; Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге (1856-1950). Книга памяти. Сб. стат. / Сост. К. Пожарский. СПб-Варшава, 2003, с. 124, 144; Богданова О.В. К вопросу о рационализме в российской архитектуре // Вестник Томского государственного университета, № 312 (июль 2008), с. 74; Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий, 1850, т. 12, с. 149—182; Зодчий, 1875, № 9 , с. 102—103; Красовский А. Гражданская архитектура. Части зданий. СПб., 1851; Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л. Лениздат.1990, с. 121-124; Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища): 1842-1892 / Сост., по материалам, собр. Институтомтом гражданских инженеров и по данным из арх. Министерства внутренних дел и др. источников, гражд. инж. Г.В. Барановский. — Санкт-Петербург: Ин-т гражд. инж.: 1892-1893 (Типо-лит. К.Л. Пентковского), с. 321

Leave Comment