Оазис для души

Ноя 5th, 2012 | By | Category: Новости сайта

Оазис для души.

Борьба за возрождение одной исчезнувшей общины в Санкт Петербурге.

 

 Дитрих фон Бюлов-Штернбек

 

Уже 14 лет член ордена Слова Божия отец Рихард Штарк ведет борьбу за восстановление католической церкви во имя Посещения Пресвятой Девой Марией св Елисаветы. Церковь, когда-то экспроприиированная большевиками и расположенная посреди промышленного района, должна стать местом паломничества и благотворительной деятельности — деятельной любви к ближнему.

До сих пор монументальная статуя Ленина является неким рубежом. Пастельные фассады в стиле северного бароко и классицизма в центре города уступают место серости промышленного района на выборгской стороне. В то время, как парадная улица города, Невский проспект, за несколько лет избавилась от коммунистического однообразия, здесь время как бы остановилось. Вместо роскошных витрин магазинов, асфальтированная проезжая часть улиц обрамлена только железобетонными заборами, скрывающими от глаз прохожих некогда образцовые предприятия советской тяжелой промышленности, НИИ.и женскую тюрьму. Тем большее впечатление производит зубчатая башня за стеной, в том месте,где Минеральная улица переходит в совершенно прямую, кажущуюся бесконечной Арсенальную. „Шпиль колокольни коммунисты когда-то укоротили»,рассказывает отец Рихард. »Они не знали что с ней делать». Еще в 1918 году все было по другому. На черно-белой фотографии царского фотографа немецкого происхождения Карла Буллы мы видим множество людей с хоругвями, собравшихся на площади перед церковью. Тогда звон колоколов приветствовал пышную процессию, посвященную празднику Тела Христова, в которой участвовали верующие всех пяти приходов, проследовавшую через весь город Петра Великого до самой его окраины.

» Коммунисты, видимо, не знали, что они разрешили» предполагает отец Рихард. После февральской революции,впервые в вусской истории, католики получили право на свободное исповедание своей веры. Поэтому и стала возможной эта процессия.

Но уже очень скоро дорвавшиеся до власти и узурпировавшие её большевики поведут беспрецедентную по своей жестокости борьбу с прихожанами: в июле 1920 года милиция конфискует стоящие в крипте сто гробов, предназначенных для перезахоронения за границей, из некоторых гробов останки были просто выкинуты, могилы были осквернены. В том же году вооруженные люди врываются в церковь святой Екатерины на Невском проспекте, после чего вскоре в ней начинается пожар. За этим последуют аресты священнослужителей и вынесение им смертных приговоров „за контрреволюционную деятельность“. Предметы культа попадут позднее в переоборудованный под нужды „музей религии и атеизма“ Казанский собор. Из имевшихся некогда 68 церквей и часовен для почти 70 000 католиков, составлявших тогда почти 4 % населения Петербурга лишь церковь при французском дипломатическом представительстве, освященная во имя явления Пресвятой Богородицы в Лурде, переживет террор и просуществует до перестройки.

До сих пор в некоторых местах из стен торчат куски силового кабеля и детали железных конструкций, ворота для проезда грузовиков, всё внутреннее пространство храма разделяют произвольно установленными стены и промежуточные перекрытия, всё это, как и замурованные окна лишили церковь первозданного облика. На месте алтаря были устроены туалеты. Сточные воды стекали в крипту церкви. Крипте является предметом особенного беспокойства 73-летнего настоятеля прихода. При воспоминании о том, как она выглядела, когда он впервые зашел сюда отец Рихард до сих пор внутренне содрогается: »Весь подвал был залит водой, могилы были раскопаны, разграблены и осквернены». И хотя он за 3 месяца каторжного труда, вместе со своим викарием сумел вывезти оттуда 200 тонн строительного мусора, в крипте с арочным сводом и основательной кирпичной кладкой всё ещё сохраняется запах сырости. До сих пор не функционируют ни дренажная система, ни выложенная кирпичом система вентиляции.

Когда конец Советского Союза был уже не за горами, в здании церкви в 1983 году обосновался отдел института по химическому улучшению качества почвы. Путем проведения электрогидравлических исследований, была предпринята отчаянная попытка спастись от неминуемого экономического краха с помощью достижений технического прогресса. Фотографии огромных машин, при помощи напряжения в миллионы вольт дробивших камни, невольно навевают воспоминания об апокалиптическом пророчестве Фритца Ланга в его фильме „Метрополис“ вышедшем на экраны в 1927 году. В нём необременный угрызениями совести изобретатель создает в ветхом средневековом доме, стоящем под сенью небоскребов, человека -машину.

Прямо у стен церкви до сих пор находятся склады, и промышленные здания. Но ни одна фирма здесь долго не задерживается. „Нет на это Божьего благословения“, такого мнения придерживается настоятель отец Рихард. Эти здания были построены в 70-е годы. Под ними покоятся почти 40 тысяч католиков, которые были похоронены на основанном в 1856 году первом в Петербурге католическом кладбище. От некогда внушительного некрополя только один надгробный памятник пережил разруху революционной эпохи и превращение кладбища в промзону. Представители высшего духовенства и дворянского сословия, генералы и ученые, актеры, композиторы и поэты – как, например, секундант Пушкина на дуэли Константин Данзас и умершая в возрасте 29 лет оперная певица Анжелина Бозио обрели здесь место своего последнего упокоения. По отношению к рано ушедшей из жизни певице, обычно не церемонившиеся ни с кем коммунисты, проявили некоторое почтение. Её памятник с надписью „Может быть в хоре ангелов одно место пустовало“ стоит сегодня на одном из кладбищ Александро-Невской лавры, где им можно полюбоваться как на музейный эеспонат, уплатив за это удовольствие 200 рублей.

До сих пор церковь не подключена ни к электросети, ни к водоснабжению, ни к канализации.

«Соответствующие проекты готовы, деньги есть, я жду только одного — когда же наконец можно будет приступить к реставрации».говорит отец Рихард. У нас до сих пор нет лишь согласия городской администрации на реализацию проекта. Письма, отправленные в ее адрес, часто просто лежали месяцами или вообще оставались без ответа. А потом ещё и губернатор поменялся. На смену Валентине Матвиенко, партийному деятелю советского времени, после серии скандалов,связанных с коррупцией, не имевшей достаточной поддержки населения,пришёл еще один человек Путина.

 

Прошлой зимой община снова собиралась в помещении худо-бедно оборудованной зимней часовни отапливаемой печкой-буржуйкой. Тут же стоит электрический самовар. Электричество — от соседей, не от города. „Расчет оплаты ведется по кубометрам, а не по потреблению электроэнергии, это же абсурд по отношению к церкви!»А время не ждет: ведь если приход в течении 10 лет не найдет применения полученному земельному участку,город вернет его себе и сможет выгодно его продать. От церковной общины денег ждать не приходится: „уже сейчас многие как коршуны кружатся над на нашей территорией» говорит Рихард Штарк. Так, построенное в 80-е годы длинное пятиэтажное здание с прилегающим к нему участку земли величиной 8000 кв метров, принадлежит фирме «Арома»владельцы которой сделали себе состояние на импорте винной продукции. И хотя здание совершенно обветшало, за него просят ни много ни мало 9 млн долларов. Настоятель считает: «Это же маразм – требовать такие деньги за здание, по идее принадлежащее Церкви». Когда в июне 2011 года — впервые за 93 года — пышная процессия в честь праздника Тела Христова прошла от церкви святой Екатерины Александрийской по Невскому проспекту, это был исторический день для католиков России. Торжественную Литургию служил Архиепископ московской Архиепархии Паоло Пецци.

Его предшественника владыку Константина Будкевича, совершившего такую же процессию в 1918 году, коммунисты расстреляли пасхальным утром 1923 года. Что сказал бы Ленин о возрождении католической Церкви в городе, носившем до 1990 года его имя?Ещё в 1905 году он считал веру главным препятствием на пути создания «нового социалистического человека» и неоднократно заявлял: „Религия опиум для народа“.

 

 

 

1) Reportage (II)  Christian Ammon in: Würzburger

Katholisches Sonntagsblatt Nr.25, от 17.07.2012,

переводчик на русском языке,                                    Дитрих вон Бюлов-Штернбек

 

 

 

 

 

 

 

Comments are closed.